Герои-железнодорожники из Чувашии

Сотни уроженцев Чувашской Республики в годы Великой Отечественной войны были в рядах железнодорожных войск. Громадные пространства, на которых развертывались сражения, возросшая потребность в массовых перевозках, в том числе крупных стратегических грузов, превратили железные дороги в военный фактор первостепенного значения. Железнодорожным войскам посвящен отдельный стенд на выставке «Моя семья в истории Великой Победы». Выставка о героях войны из Чувашии проходит в Алатырском городском Дворце культуры в рамках реализации полномасштабного проекта «Моя семья в истории Великой Победы» при поддержке Фонда президентских грантов.

На выставке рассказывается о Егорове Евдокиме Егоровиче. Уроженец д. Напольные Котяки Канашского района в прошлом году отметил свой 100-летний юбилей. С 14 лет он начал работать на железной дороге внештатным работником. Когда началась война, все написали заявление о направлении на фронт, но им отказали и отправили на Китайскую границу – строить железную дорогу. В одно и то же время строили дорогу и учились ее разбирать, потому что нельзя было оставлять дорогу врагам. Летом 1942 г. их полк отправляют на запад, в город Харьков, восстанавливать железнодорожные пути после освобождения, потом – в Воронеж, в Крюков. Победу Евдоким Егоров встретил в Братиславе. Награжден орденом Отечественной войны, медалями «За боевые заслуги», «За взятие Будапешта», «За победу над Германией».

Достойный вклад в дело Победы внесли паровозники Алатырского депо. Только за первые два месяца войны коллектив провел 146 тяжеловесных поездов и 38 товарных экспрессов. Станция «Алатырь» первой на Московско-Казанской железной дороге получила паспорт готовности к военной зиме 1941-1942 гг. В Алатырском депо были созданы комплексные бригады по ремонту паровозов. За стахановский декабрь 1941 года они добились сокращения простоев локомотивов на теплых большой и малой промывках до двух часов. Гафидов Анатолий Владимирович работал беспрерывно в течение 3 смен.

Часто, обеспечивая бесперебойную работу техники, рабочие устраняли неисправности, рискуя жизнью. Машинист И.А. Аникин, прибыв на одну из станций, обнаружил у паровоза выпавший запорный клапан. Чтобы не задержать подачу паровоза под поезд, Аникин, не взирая на 30-градусный мороз, сняв обувь и верхнюю одежду, погрузился в воду тендера и по ходу вставил клапан, обеспечив своевременную подачу паровоза. Чтобы не допустить срыва графика подачи паровоза, дежурный по депо А.К. Волков, без охлаждения паровозной топки поставил упавшие колосники, в 1942 году этот героический поступок повторил К.С. Серебряков.

Свой пост машиниста под многочисленными обстрелами не покидал Миронов Александр Васильевич. Он перевозил товарные эшелоны с военной техникой, оружием, боеприпасами, продовольствием. Его наследница, ученица Гимназии №6 г. Алатырь, победительница республиканского конкурса «Моя семья в истории Великой Победы» Бочарникова Екатерина создала пламенное видеообращение о своем прадедушке, которое размещено на сайте www.победители21.рф.

Выставка «Моя семья в истории Великой Победы» является составляющей полномасштабного проекта Культурно-выставочного центра «Радуга», реализуемого на средства гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов.