Методические рекомендации к проведению внеурочного занятия по теме «Аты-баты, шли солдаты!» из цикла «Вставай, страна огромная!»
Цель: Формирование интереса детей к историческому прошлому и военной истории Отечества, осознания роли своей семьи в героической летописи нашей страны.
Задачи:
- формирование представления о подвиге советского народа на фронте, о вкладе в Победу уроженцев Чувашии;
- развитие эмоциональной отзывчивости, уважения к боевому подвигу народа в военные годы, понимания войны как преступления против человеческой жизни;
- формирование знаний о военных профессиях, боевых наградах, звании «Город-герой».
Ресурсы:
1. Виртуально-методический кабинет на сайте Победители21.рф
1.1. Раздел «Педагогам. Визуальный ряд. Произведения искусства»:
- Виртуальный тур по выставке «Память», А.А. Пластов «Фашист пролетел»
- Виртуальная выставка «Защитники Отечества в русском изобразительном искусстве»,
И.М. Тоидзе «Родина-мать зовет»,
С.Ф. Бабков «Наступление»,
Вл.А. Серов «Портрет командира партизанского отряда Д.И. Власова»,
Г.Г. Нисский «На защиту Москвы»,
П.М. Кондратьев «Самолет у палатки»,
В.А. Прибыловский «Портрет Героя Советского Союза т. М.П. Чечневой»,
И.А. Серебряный «Портрет Героя Советского Союза летчика-истребителя старшего лейтенанта И.М. Шишканя»,
М.С. Спиридонов «Самолет — подарок Герою Советского Союза Ф.Н. Орлову, построенный на средства А.М. Сарскова»,
Я.Д. Ромас «Зимние залпы Балтики»,
Д.К. Свешников «Проводка каравана в Белом море»,
А.А. Мыльников «Клятва балтийцев»,
А.А. Дейнека «Оборона Севастополя».
1.2. Раздел «Педагогам. Визуальный ряд. Фотоматериалы»:
Проект «Наша Победа — 75»,
- видео «Объявление о начале войны»,
- кинохроника «Начало войны»,
- кинохроника «Сталинградская битва»
Проект «Фотохроника войны», альбом «Оборона Севастополя и битва за Крым»
1.3. Раздел «Педагогам. Словарь», ППС-43 Алексея Судаева
1.4. Раздел «Педагогам и родителям. Виртуальные экскурсии»:
- Виртуальный тур по музею-панораме «Сталинградская битва», диорама «Стойкость, победившая смерть»
- Виртуальный тур по Мемориальному комплексу «Героям Сталинградской битвы», композиция «Стены-руины», «Площадь героев», воздушная панорама «Монумент «Родина-мать зовет!»
- Историко-литературный музей «Вася Тёркин», мультфильм «Как Вася Тёркин призываться шел».
2. Тетрадь для исследования и творчества «Моя семья в истории Великой Победы»;
3. Медиаэкскурсия «Аты-баты, шли солдаты».
Длительность медиаэкскурсии — 22 минуты.
Длительность занятия — 40 минут.
Комментарий к занятию
Так как это первое занятие из цикла «Вставай, страна огромная!», напомните детям, что приближается всенародный праздник 9 Мая — День Победы. Все люди нашей страны отмечают его.
Задайте детям вопросы:
- Что вы знаете об этом празднике? (ответы детей)
- Почему этот праздник отмечают в каждой семье? (ответы детей)
Как вы понимаете слова: Родина, Подвиг, Защитник, Ветеран? (ответы детей)
Напомните, что народ сложил о Родине много пословиц и поговорок. Предложите закончить их, скажите последнее слово.
Кто за Родину горой, тот истинный... (герой).
Родина – мать, умей за нее... (постоять).
Кто Родину любит, тот врага... (ненавидит )(чувашская).
Родину любить — верно Родине... (служить).
Для успешного выполнения заданий детьми в тетради и ответов на вопросы педагогу рекомендуется:
- остановить видео согласно тайминга;
- предоставить детям время на выполнение задания;
- потом вновь включить видео и показать правильный ответ.
Тайминг:
02.15 — Читают вслух надпись на плакате «Родина — мать зовет!»
02.26 — Отвечают на вопрос «Куда звала Родина-мать наш народ?»
По желанию можно прослушать запись песни «Священная война» по ссылке.
02.33 — Рассматривают плакат и рассуждают «Почему за женщиной так много оружия?»
04.09 — Рассматривают картину Аркадия Пластова «Фашист пролетел», рассуждают, что хотел передать художник своим произведением.
11.56 — Высказывают предположения «Как же бойцы передавали сообщения?»
12.47 — В тетради для исследования и творчества «Моя семья в истории Великой Победы» на странице 9 с помощью азбуки Морзе расшифровывают послание.
15.07 — Рассматривают картину Александра Дейнеки «Оборона Севастополя, рассуждают, как художник изобразил защитников города.
15.24 - Рассматривают картину Александра Дейнеки «Оборона Севастополя, рассуждают где идет бой, какими средствами художник это передал
15.25 - Рассматривают картину Александра Дейнеки «Оборона Севастополя, рассуждают «Могут ли бойцы отступить? Что позади наших моряков?»
18.00 — В тетради для исследования и творчества «Моя семья в истории Великой Победы» страницах 4-5 на карте находят города-герои, раскрашивают. Данное задание можно дать для самостоятельной работы дома.
По желанию можно выполнить игровое задание в формате филворда «Города-герои».
Ответы и рассуждения детей необходимо заполнить в электронной форме отчета по ссылке не позднее 28 февраля.
Ученику вместе с родителями в тетради для творческих и исследовательских работ «Моя семья в истории Великой Победы» на страницах 14-15 предлагается провести исследовательскую работу:
1. посмотреть семейный архив, распечатать и приклеить в рамку копию фотографии родственника (или несколько), который воевал на фронте в годы Великой Отечественной войны;
2. записать его имя, фамилию, даты жизни;
3. вырезать из приложения в конце тетради награды, которыми он был награждён, приклеить их в квадраты;
4. записать рассказ о подвиге героя своей семьи, нарисовать его боевой подвиг, дать название рисунку;
5. прислать материал на республиканский конкурс, заполнив электронную форму по ссылке.
В помощь родителям по поиску информации о воевавших родственниках разработана инструкция, которая поможет найти данные об участниках Великой Отечественной войны: воинское звание, боевой путь, награды и место захоронения.
Родители помогают ребенку подготовиться и принять участие во флешмобе «Я — наследник Победы»: записать и опубликовать видеоисторию о Победителях своей семьи в социальной сети Вконтакте (на своей личной странице или странице проекта) с 17 апреля по 10 мая с хэштегами #фондпрезидентскихгрантов #чувашскаяреспублика #победители21 #школа #радуга21
Требование к видеоролику:
минимальное разрешение — 1280х720, рекомендуемое — 1920х1080,
продолжительность - не более 2 минут,
обязательно наличие заставки видео с указанием фамилии, имени и отчества автора, класса и школы.