Методические рекомендации к проведению внеурочного занятия по теме «Аты-баты, шли солдаты!» из цикла «Вставай, страна огромная!»

Цель: Формирование интереса детей к историческому прошлому и военной истории Отечества, осознания роли своей семьи в героической летописи нашей страны.

Задачи:

- формирование представления о подвиге советского народа на фронте, о вкладе в Победу уроженцев Чувашии;

- развитие эмоциональной отзывчивости, уважения к боевому подвигу народа в военные годы, понимания войны как преступления против человеческой жизни;

- формирование знаний о военных профессиях, боевых наградах, звании «Город-герой».



Ресурсы:

1. Виртуально-методический кабинет на сайте Победители21.рф

1.1. Раздел «Педагогам. Визуальный ряд. Произведения искусства»:

- Виртуальный тур по выставке «Память», А.А. Пластов «Фашист пролетел»

- Виртуальная выставка «Защитники Отечества в русском изобразительном искусстве»,

И.М. Тоидзе «Родина-мать зовет»,

С.Ф. Бабков «Наступление»,

Вл.А. Серов «Портрет командира партизанского отряда Д.И. Власова»,

Г.Г. Нисский «На защиту Москвы»,

П.М. Кондратьев «Самолет у палатки»,

В.А. Прибыловский «Портрет Героя Советского Союза т. М.П. Чечневой»,

И.А. Серебряный «Портрет Героя Советского Союза летчика-истребителя старшего лейтенанта И.М. Шишканя»,

М.С. Спиридонов «Самолет — подарок Герою Советского Союза Ф.Н. Орлову, построенный на средства А.М. Сарскова»,

Я.Д. Ромас «Зимние залпы Балтики»,

Д.К. Свешников «Проводка каравана в Белом море»,

А.А. Мыльников «Клятва балтийцев»,

А.А. Дейнека «Оборона Севастополя».

1.2. Раздел «Педагогам. Визуальный ряд. Фотоматериалы»:

Проект «Наша Победа — 75»,

- видео «Объявление о начале войны»,

- кинохроника «Начало войны»,

- кинохроника «Сталинградская битва»

Проект «Фотохроника войны», альбом «Оборона Севастополя и битва за Крым»

1.3. Раздел «Педагогам. Словарь», ППС-43 Алексея Судаева

1.4. Раздел «Педагогам и родителям. Виртуальные экскурсии»:

- Виртуальный тур по музею-панораме «Сталинградская битва», диорама «Стойкость, победившая смерть»

- Виртуальный тур по Мемориальному комплексу «Героям Сталинградской битвы», композиция «Стены-руины», «Площадь героев», воздушная панорама «Монумент «Родина-мать зовет!»

- Историко-литературный музей «Вася Тёркин», мультфильм «Как Вася Тёркин призываться шел».

2. Тетрадь для исследования и творчества «Моя семья в истории Великой Победы»;

3. Медиаэкскурсия «Аты-баты, шли солдаты».



Длительность медиаэкскурсии — 22 минуты.

Длительность занятия — 40 минут.



Комментарий к занятию

Так как это первое занятие из цикла «Вставай, страна огромная!», напомните детям, что приближается всенародный праздник 9 Мая — День Победы. Все люди нашей страны отмечают его.



Задайте детям вопросы:

- Что вы знаете об этом празднике? (ответы детей)

- Почему этот праздник отмечают в каждой семье? (ответы детей)

Как вы понимаете слова: Родина, Подвиг, Защитник, Ветеран? (ответы детей)

Напомните, что народ сложил о Родине много пословиц и поговорок. Предложите закончить их, скажите последнее слово.

Кто за Родину горой, тот истинный... (герой).

Родина – мать, умей за нее... (постоять).

Кто Родину любит, тот врага... (ненавидит )(чувашская).

Родину любить — верно Родине... (служить).



Для успешного выполнения заданий детьми в тетради и ответов на вопросы педагогу рекомендуется:

- остановить видео согласно тайминга;

- предоставить детям время на выполнение задания;

- потом вновь включить видео и показать правильный ответ.



Тайминг:

02.15 — Читают вслух надпись на плакате «Родина — мать зовет!»

02.26 — Отвечают на вопрос «Куда звала Родина-мать наш народ?»

По желанию можно прослушать запись песни «Священная война» по ссылке.

02.33 — Рассматривают плакат и рассуждают «Почему за женщиной так много оружия?»

04.09 — Рассматривают картину Аркадия Пластова «Фашист пролетел», рассуждают, что хотел передать художник своим произведением.

11.56 — Высказывают предположения «Как же бойцы передавали сообщения?»

12.47 — В тетради для исследования и творчества «Моя семья в истории Великой Победы» на странице 9 с помощью азбуки Морзе расшифровывают послание.

15.07 — Рассматривают картину Александра Дейнеки «Оборона Севастополя, рассуждают, как художник изобразил защитников города.

15.24 - Рассматривают картину Александра Дейнеки «Оборона Севастополя, рассуждают где идет бой, какими средствами художник это передал

15.25 - Рассматривают картину Александра Дейнеки «Оборона Севастополя, рассуждают «Могут ли бойцы отступить? Что позади наших моряков?»

18.00 — В тетради для исследования и творчества «Моя семья в истории Великой Победы» страницах 4-5 на карте находят города-герои, раскрашивают. Данное задание можно дать для самостоятельной работы дома.

По желанию можно выполнить игровое задание в формате филворда «Города-герои».



Ответы и рассуждения детей необходимо заполнить в электронной форме отчета по ссылке не позднее 28 февраля.



Ученику вместе с родителями в тетради для творческих и исследовательских работ «Моя семья в истории Великой Победы» на страницах 14-15 предлагается провести исследовательскую работу:

1. посмотреть семейный архив, распечатать и приклеить в рамку копию фотографии родственника (или несколько), который воевал на фронте в годы Великой Отечественной войны;

2. записать его имя, фамилию, даты жизни;

3. вырезать из приложения в конце тетради награды, которыми он был награждён, приклеить их в квадраты;

4. записать рассказ о подвиге героя своей семьи, нарисовать его боевой подвиг, дать название рисунку;

5. прислать материал на республиканский конкурс, заполнив электронную форму по ссылке.



В помощь родителям по поиску информации о воевавших родственниках разработана инструкция, которая поможет найти данные об участниках Великой Отечественной войны: воинское звание, боевой путь, награды и место захоронения.



Родители помогают ребенку подготовиться и принять участие во флешмобе «Я — наследник Победы»: записать и опубликовать видеоисторию о Победителях своей семьи в социальной сети Вконтакте (на своей личной странице или странице проекта) с 17 апреля по 10 мая с хэштегами #фондпрезидентскихгрантов #чувашскаяреспублика #победители21 #школа #радуга21

Требование к видеоролику:

минимальное разрешение — 1280х720, рекомендуемое — 1920х1080,

продолжительность - не более 2 минут,

обязательно наличие заставки видео с указанием фамилии, имени и отчества автора, класса и школы.