Методические рекомендации к проведению внеурочного занятия по теме «Маленькие герои большой войны»» из цикла «Вставай, страна огромная!»
Цель: Формирование интереса детей к историческому прошлому и военной истории Отечества, осознания роли своей семьи в героической летописи нашей страны.
Задачи:
- формирование представления о жизни и героизме детей в годы Великой Отечественной войны, о вкладе в Победу детей из Чувашии;
- развитие эмоциональной отзывчивости, уважения к «детям войны»;
- формирование понятий «сын полка», «дочь полка», партизаны, эвакогоспиталь.
Ресурсы:
1. Виртуально-методический кабинет на сайте Победители21.рф
1.1. Раздел «Педагогам. Визуальный ряд. Произведения искусства»:
- Виртуальная выставка «Защитники Отечества в русском изобразительном искусстве»,
А.М. Герасимов «Портрет И.В. Сталина»,
А.В. Шмидт «Воспитанник полка»,
П.В. Васильев «Готовые танки»,
А.Ф. Пахомов «Разведчики»,
В.Н. Яковлев «Портрет маршала К.К. Рокоссовского»,
А.Ф. Пахомов «Юноши и девушки города Ленина, самоотверженно трудитесь на помощь фронту!»,
В.Ф. Матюх «У токарного станка»,
В.Ф. Матюх «У фрезерного станка»,
В.П. Пустарнаков «Прифронтовой эвакогоспиталь»,
И.М. Рубанов «Пионеры у раненых бойцов»,
Н.Я. Бут «Детство, опаленное войной».
- Проект Свердловского областного краеведческого музея «Плакат Победы... Долгое эхо войны», виртуальная выставка «Они ковали Победу»
- Проект «Плакаты Великой Отечественной войны»
1.2. Раздел «Педагогам. Визуальный ряд. Фотоматериалы»:
Проект «Наша Победа — 75», фотовыставка «Дети войны»
Спецпроект ТАСС «Парад Победы», фотовыставка «Дети войны, вы детства не знали»
Виртуальная фотовыставка Муромского областного краеведческого музея «Дети и война»
Проект «Военный альбом».
1.3. Исследовательская работа «Герои живут рядом» с сайта «Моя семья в истории Великой Победы»
1.4. Раздел «Педагогам. Архивные документы»:
- Материал ИА Регнум «Война: Чувашия 1941–1945 гг..»
- Материал на сайте «Сурский и Казанский рубежи» «Подвиг тружеников тыла Чувашии в годы Великой Отечественной войны»
1.5. Раздел «Педагогам и родителям. Виртуальные экскурсии»:
- Виртуальный тур «Огненная дуга» Белгородского государственного историко-художественного музея-диорамы «Курская битва. Белгородское направление»
2. Тетрадь для исследования и творчества «Моя семья в истории Великой Победы»;
3. Медиаэкскурсия «Маленькие герои большой войны».
Длительность медиаэкскурсии — 15 минут 50 секунд.
Длительность занятия — 40 минут.
Комментарий к занятию
До начала медиаэкскурсии напомнить детям о подвиге народа на фронте и в тылу.
Задайте детям вопросы:
- Как вы думаете, а дети приближали Победу над фашизмом? (ответы детей)
- Могли ли они быть на фронте? (ответы детей)
- Чем занимались в тылу? (ответы детей)
- Проводились ли в школе уроки?(ответы детей)
- Можно ли детей назвать героями войны? Почему вы так думаете?(ответы детей)
Для успешного выполнения заданий детьми в тетради и ответов на вопросы педагогу рекомендуется:
- остановить видео согласно тайминга;
- предоставить детям время на выполнение задания;
- потом вновь включить видео и показать правильный ответ.
Тайминг заданий и работы с тетрадью для медиаэкскурсии «Маленькие герои большой войны» проекта «Моя семья в истории Великой Победы»:
06.38 — Работа в тетради «Моя семья в истории Великой Победы», страница 22. Задание «Узнай, во сколько лет «сын полка» Владимир Степанов получил звание ефрейтора»
07.56 — Рассматриваем картину Аркадия Пластова «Жатва» и рассуждаем, что хотел показать художник
09.59 — Отвечаем на вопрос «Что такое «эвакогоспиталь»?»
11.05 — Работа в тетради «Моя семья в истории Великой Победы», страница 23. Решаем примеры и узнаем сколько килограммов ягод собрали дети Чувашии для фронта
12.18 — Работа в тетради «Моя семья в истории Великой Победы», страница 24. Восстанавливаем строчки военной песни «Катюша»
12.43 — Высказываем предположение о проведении в годы войны уроков в школе
14.34 —Работа в тетради «Моя семья в истории Великой Победы», страница 25. Обводим заглавные буквы и записываем название танка
Ответы и рассуждения детей необходимо заполнить в электронной форме отчета по ссылке не позднее 14 апреля.
Ученику вместе с родителями в тетради для творческих и исследовательских работ «Моя семья в истории Великой Победы» на страницах 26-27 предлагается провести исследовательскую работу:
1. посмотреть семейный архив, распечатать и приклеить в рамку копию фотографии родственника (или несколько), который был ребенком в годы Великой Отечественной войны;
2. записать его имя, фамилию, даты жизни;
3. вырезать из приложения в конце тетради награды, которыми он был награждён, приклеить их в квадраты;
4. записать рассказ о трудовом подвиге героя своей семьи, нарисовать его, дать название рисунку;
5. прислать материал на республиканский конкурс, заполнив электронную форму по ссылке.
Родители помогают ребенку подготовиться и принять участие во флешмобе «Я — наследник Победы»: записать и опубликовать видеоисторию о Победителях своей семьи в социальной сети Вконтакте (на своей личной странице или странице проекта) с 17 апреля по 10 мая с хэштегами #фондпрезидентскихгрантов #чувашскаяреспублика #победители21 #школа #радуга21
Требование к видеоролику:
минимальное разрешение — 1280х720, рекомендуемое — 1920х1080,
продолжительность - не более 2 минут,
обязательно наличие заставки видео с указанием фамилии, имени и отчества автора, класса и школы.